![](http://narod.yandex.ru/images/photo_templ/spacer.gif) |
О НЕЙ БЕЗ НЕЁ (пер. с пол. - текст и стихотворение - Ольги Ивасенко, г. Днепропетровск, Украина)
Зеленогурский фестиваль в этом году ознаменовался не только концертами. Кроме сопутствующих мероприятий прошло также торжественное присвоение зеленогурскому амфитеатру имени Анны Герман, о чем мы уже сообщали читателям. Участвовали в этом и ближайшие родственники ушедшей от нас певицы. Как же они вспоминают ее спустя годы? Что, прежде всего, запечатлела память?
Говорит мама певицы Ирма Бернер, преподавательница немецкого и русского языков. Сейчас она на пенсии:
— Анечка всегда была доброй, никогда не капризничала, не требовала ничего лишнего, напротив, всегда думала о маме. Из всех своих поездок она присылала мне письма и любила всегда напоминать в них: «Для тебя пою, мамочка». А мое сердце сильнее всего затрагивала песня «На тот берег», как и многие — о жизни и расставании. Аня часто пела лирические песни, но по натуре была веселой. Она была спокойным ребенком. В тяжелые военные годы, когда мы жили с Аней и моей мамой в Ташкенте, казалось, трехлетняя малютка ясно понимала наше положение. Никогда не плакала, когда чего-то не было. Когда уже собиралась что-нибудь купить ей, случалось, говорила: «Мамочка, не надо».
После войны в 1946 году мы вернулись на родину. Тут Аня окончила школу и геологический факультет Вроцлавского университета. Когда она начала петь? Сколько помню, всегда пела. Анин отец был скрипачом и дирижером хора, я тоже всегда охотно пела.
Анна никогда и никуда не опаздывала, всегда была отлично подготовлена к школе, оставалась в этом верной себе и в дальнейшем, в артистической работе. Природа наделила ее прекрасными голосовыми данными. Ее голосовые связки приводили в восторг доцента медицинской академии, который рассказывал студентам, что никогда до этого подобных связок не встречал. Но к этим природным данным следует добавить еще и труд. К репетициям и записям она всегда отлично готовилась, поэтому они проходили привычно быстро.
Вспоминает муж, инженер Збигнев Тухольский:
— Познакомились мы в 1960 году, когда Аня была студенткой, но уже имела первые выступления на эстраде. Не все уже теперь помнят, что Анна тоже сочиняла музыку. Записывала эти композиции на магнитофон, и я не раз убеждался, что она изначально знала, чего хочет. Это противоречит композиторским основам, но Аня обладала интуицией и талантом. Была также талантлива и в других сферах. Анина мама до сих пор скрывает ее художественные эскизы. Жаль, что технические возможности тех времен не позволили записать всё, что достойно памяти. И сегодня остается неудовлетворенность, убежденность, что ее талант не раскрылся в полной мере. Оставила после себя семь пластинок, одну из них записала в Советском Союзе… Отмечу, что Анна была прирожденным композитором, а мелодии рождались у нее в мыслях. Имела также способности к языкам. Помню, во время одного концерта в Монголии, Анна исполнила на монгольском песню «Вернись в Сорренто». В это время многие плакали. Ее выступления всегда были «явлением». Так было и с первыми «Эвридиками». Вторая версия этой песни уже иная, более зрелая, но ведь трудно сказать, что она лучше. Все ей дано было изначально, талант и усердие. Сочиняла произведение в течение часа или двух. Музыку к «Псалму Давидову» и «Отче наш» сочинила без усилий.
Рассказывает сын Збышек Иварр Тухольский, ученик Варшавской основной школы № 178:
— Когда мама умерла, был еще маленьким: пяти или шести лет. Помню, что мама написала книжку о скворцах. Я к этой книжечке рисовал иллюстрации. С мамой мы всегда общались с шутками, с бабушкой и папой так не получалось. Еще помню, как вместе с мамой работали на строительстве дома. Когда мама уже была больна, вынужден был уехать к дяде. Она писала мне, а я ей рисовал деревья. Сейчас я уже лучше рисую, чем когда-то. Помню еще письма из Австралии, которые мне писала мама, совместные каникулы на море. Из песен ее больше всего мне запомнилась «Человеческая судьба», и другие помню, но не слушаю их, потому что у меня нет хорошего магнитофона. И еще запомнил лекарства на мамином столике, и что любил её шали. Сейчас я интересуюсь историей, биологией и геологией. Другие предметы не люблю.
Последний концерт Анны Герман в Советском Союзе прошел 31 декабря 1979 года. Анна Герман пела лишь в сопровождении фортепиано, сама же вела его на русском языке. Рассказывала о своей жизни, семье, Польше. Концерт назывался «Эхо любви». Сохранилась любительская запись этого концерта. Об этом мне рассказала Мариола Призван, студентка 5 курса факультета польского языка Варшавского университета. Она не была знакома с Анной Герман лично, им не довелось познакомиться. Однако она питает дружественные чувства к семье умершей певицы и собирает все, что связано с Анной Герман: вещи и информацию. Она плакала, когда говорила о ней.
В Зеленогурском амфитеатре во время торжественного присвоения ему имени Анны Герман собравшиеся люди все как один в едином порыве встали со своих мест. Это лучшее свидетельство популярности и уважения к певице спустя годы после ее ухода.
Цезары (Цезарь) ПРАСЕК
Фот. Р. БРОНЯРЕК
Подпись к фотографии: Торжественное присвоение Зеленогурскому амфитеатру имени Анны Герман. Слева направо на фотографии: мама певицы, муж, сын, а также президент Зеленой Гуры — Антонина Гжегужевска. На заднем плане — исполнители-аматоры, лауреаты прошлогоднего фестиваля.
Евгения ЯНИШЧИК
Как сердце Лирой может обернуться,
Так часто песня вдруг становится судьбою.
В пору жатвы или весною
Всегда найдется время улыбнуться.
А вы все так же молоды,
и вьются ваши волосы,
и ветер их ласкает, как полевые травы,
Звенит ваш голос утренний,
И светлыми улыбками
Как солнцем заливаются все улочки Варшавы.
Милан - в нем пел Карузо.
О, подождите с мессой,
По ком же траур, Муза?
Настрой оркестр, Маэстро!
И такая юная при этом,
Солнце задержало бег высоко.
Голос разливается зорею
От Бреста до Владивостока.
Пой же, время - неумолимо.
Черный диск как открытая рана.
Сказать «Прощай» тебе - непостижимо,
Пусть Песнь живет, о, пани Анна!
С белорусского перевел Флориан НЕУВАЖНЫ |